В ролях:

Царь Борис Годунов — Андрей Горбачёв
Юродивый — Арсений Мыцык
Князь Шуйский — Булат Шамсутдинов
Басманов — Роман Зайдуллин
Князь Воротынский, Афанасий Пушкин — Егор Кутенков
Царица Мария Годунова — Анна Захарова
игумен, pater Черняховский — Кирилл Тарасов
Князь Курбский — Константин Шевченко
Самозванец — Иван Конкин
Марина Мнишек — Маргарита Галич
Пимен, князь Вишневецкий — Аркадий Коваль
Патриарх, Мнишек — Сергей Лысов
Царевич Феодор — Даниил Харин
Царевна Ксения Годунова — Вероника Жукова
Боярин, стольник — Владимир Бирюков
Семен Годунов — Станислав Каблуков
Рожнов — Тадас Шимилёв
Гаврила Пушкин — Вадим Сердюков
Боярин, поэт — Александр Емельяненко
Поляк — Никита Злобин
Служанки — Евгения Лякишева, Дарья Похило

«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова

Спектакль Руслана Нанавы «Борис Годунов» в Театре на Васильевском — это не просто постановка классической трагедии Пушкина, а глубокое, многогранное высказывание о природе власти, человеческой совести и хрупкости государственного порядка. Режиссёр, верный пушкинскому тексту и духу, создал произведение, которое звучит удивительно современно, несмотря на исторический антураж. Зритель может увидеть в событиях Смуты универсальные механизмы истории, повторяющиеся в разные эпохи.
Сценография Семёна Пастуха впечатляет: движущиеся стены, трансформирующиеся в Кремль, монашескую келью или поле битвы, становятся метафорой неумолимого хода истории. Особенно выразительна сцена, где стена буквально сметает тряпичных кукол, изображающих народ, — зримый образ жерновов истории.

«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова

Андрей Горбачёв в роли Бориса Годунова создаёт образ правителя, разрывающегося между властью и муками совести. Его герой — сильный, но обречённый, и зритель чувствует его боль почти физически.

Иван Конкин в роли Григория Отрепьева — харизматичный авантюрист, чья трансформация в Самозванца показана через яркие, почти кинематографичные сцены (например, сцена у фонтана с Мариной Мнишек).

«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова
«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова

Арсений Мыцык в роли Юродивого — одновременно шут и пророк, озвучивающий кукол-«народ» и связующий разные пласты повествования. И именно этот персонаж проникает в самое сердце зрителя. Арсений Мыцык создаёт не просто роль — он даёт спектаклю его душу. Без его Юродивого постановка потеряла бы половину своей силы.

Арсений Мыцык за эту роль отмечен в номинации «Лучшая работа в роли второго плана» премии «Золотой Софит».

В мощном ансамбле спектакля «Борис Годунов» еще хочу выделить две яркие фигуры — Роман Зайдуллин в роли Басманова и Булат Шамсутдинов в роли Шуйского. Их персонажи — словно две стороны одной медали: один — преданный воин, другой — хитрый царедворец. Басманов Романа Зайдуллина — воин до мозга костей, но в его глазах читается понимание обречённости дела, которому он служит.

«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова
«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова

Шуйский в исполнении Булата Шамсутдинова — это воплощение коварства и холодного расчёта. Его герой не просто интриган, а тонкий психолог, умеющий играть на слабостях окружающих. Булат Шамсутдинов великолепно передаёт двойственность князя: в сценах при дворе он — почтительный царедворец, но в моменты откровений зрителю открывается его истинное лицо — циничное и беспощадное.

Оба актёра — и Роман Зайдуллин, и Булат Шамсутдинов — делают своих персонажей живыми и многогранными. Их игра добавляет спектаклю глубины, превращая историческую драму в разговор о вечном: о власти, предательстве и цене, которую платит каждый, кто оказывается в её эпицентре.

В многослойной постановке Руслана Нанавы даже второстепенные персонажи получают такую глубину, что запоминаются наравне с центральными образами. Егор Кутенков в роли Афанасия Пушкина — прекрасный тому пример, он делает из своего эпизода маленький шедевр.

«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова

Почему стоит идти на этот спектакль?
Спектакль не даёт готовых ответов, но заставляет зрителя думать, сопереживать и выносить из зала вопросы, которые останутся с ним надолго. А сильная режиссура, отточенная актёрская игра и глубина прочтения делают «Бориса Годунова» одним из самых ярких событий театрального сезона.


Блог

«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова

«Сон в летнюю ночь» в Театре на Васильевском

Впечатления о спектакле
«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова

Юная актриса на большой сцене. «Идиот», Театр на Васильевском

Таисия Бирюкова в роли маленькой Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот» Театра на Васильевском
«Борис Годунов» в Театре на Васильевском. Театральный фотограф в Санкт-Петербурге Елизавета Новикова

Международный конкурс театральной фотографии Theatre Exposed-2025

Моя фотография была отмечена организаторами конкурса